Сегодня Щурово — это промышленная часть Коломны. Но так было не всегда. Многое из того, что мы сегодня знаем об истории Щурова — это воспоминания коренных жителей посёлка. Так наш корреспондент встретился с Лапушкиной Надеждой Михайловной, родители которой переехали сюда в 1893 году.
Мы узнали о том, что это всегда был достаточно развитый и населенный район. По улице Октябрьской и Гражданской располагалось большое количество частных домов, здесь находились милиция, парикмахерская, магазины, чайная. Эти улицы были центральными. Поэтому неслучайно было выбрано и место расположения щуровского Троицкого храма. Сам храм, сначала деревянный, находился слева от железнодорожных путей, позже, уже перестроенный, каменный, он был воздвигнут на сегодняшнем месте. Строительство велось на деньги известного в Щурове промышленника, немца по происхождению — Либгарта. Рядом с храмом, со стороны левого придела, захоронены родственники предпринимателя. Либгартом также был построен и Щуровский цементный завод, в то время имевший мощные очистительные фильтры и всего одну трубу. За цемзаводом находились больница, морг.
Управление цемзавода.
За Доской почета завода, которая сегодня уже является скорее забором, чем памятной стеной, находился двухэтажный клуб. Там шли постановки спектаклей, показывали фильмы, проходили танцы, внизу был буфет. Лучшие новогодние елки проводились именно здесь, вспоминает Надежда Михайловна.
Дом Либгарта
Напротив завода в парке находился дом Либгарта, впоследствии там располагалась партийная библиотека, а затем радиоузел. Сегодня — это, к сожалению, практически полностью разрушенный дом, который лишь очертаниями напоминает проходящим мимо, что он имеет весьма древнюю историю. В советские времена вокруг здания располагался парк отдыха, вход в который был платным — 1 рубль. Надежда Михайловна с улыбкой вспоминала о том, как они еще молодыми пробирались сюда бесплатно. В парке было много скульптур, фонтанов. Многочисленные аллеи приводили к деревянному летнему клубу и площадке, на которой играл духовой оркестр. По субботам и воскресеньям играл баянист, устраивались танцы.
Здесь же располагалось и здание пожарной дружины, на верху которого постоянно дежурил часовой. В Щурове был даже свой родильный дом, который находился напротив сегодняшней сберкассы, лишь в 1961 году он был перенесен в Щуровскую больницу на 2 этаж.
Школа № 5
В Щурове было 5 школ. Средняя школа № 1 находилась у железнодорожной линии, рядом с Троицким храмом и существовала до тех пор, пока не была перенесена в 60-е годы в дубовую рощу (школа № 29). Во время войны в здании бывшей школы № 1 была больница.
Школа № 2 находилась на территории КДСК (на месте садов), позже здесь разместился мебельный магазин.
Школа № 3 находилась в Полянах, № 4 — на полигоне (№ 28), № 5 — сегодняшняя школа № 30.
Усадьба Морозова
(в войну — госпиталь).
Сегодняшний санаторий для туберкулезных больных — бывшая усадьба предпринимателя Морозова (во время войны — госпиталь). Совсем рядом, у берега реки, находилось кладбище. До сих пор можно видеть старинные каменные надгробные плиты с выгравированными на них именами умерших.
Ближе к железной дороге находилась пристань катеров.
Надежда Михайловна помнит и страшные для всего нашего народа времена. В 1941 немцы подошли совсем близко к Москве, существовала реальная угроза захвата Щурова. Во время войны на старом мосту с двух сторон стояли зенитки, а на ул. Октябрьская на чердаке крыши пятого дома с края от реки (дом Штукатурова) — пулеметы. Когда в 1941 году немцы уже взяли Зарайск, были частые налеты на Щурово, но в отличие от соседних Луховиц, подвергшихся жестоким бомбежкам, на поселок сбрасывались листовки: «Щурово бомбить не буду. Здесь похоронены мои предки».
Там, где сегодня каждый день встречает своих учеников 29-ая школа, стояли длинные столы и лавки, за которыми пред длинной дорогой из солдатских котелков ели походную кашу призывники. Именно здесь формировались и отправлялись войска на фронт.
Школа (больница в войну)Зимой 1945 года пригнали на щуровскую станцию вагоны с пленными немцами (были даже женщины — около половины вагона). В вагонах много было уже мертвых, их грузили на машины и увозили на щуровское кладбище. Военнопленные были размещены в бараках на «кривой» — место сегодняшнего Синего платочка до Черной. Немцы строили мост через Оку, вторую ул. Победы (у парка), ул. Гражданскую, огораживали завод, местные жители также прибегали к помощи военнопленных для строительства частных домов, погребов и других работ.
Пожарная станция
Но в истории Щурова есть и еще один страшный год, который запомнился жителям на всю жизнь — 1957-й. В июле во время грозы молния попала в бак с нефтью, рядом находились также баки с нефтью и с бензином. Целые сутки гасили пожар. Были подведены пожарные паровозы на мост. Огнем и взрывами пожарных с берега сшибло в воду. Горящая нефть плыла по воде, не давая возможности выплыть людям, которые лишь на мгновене выныривали из Оки, чтобы глотнуть воздуха и погружались снова. Погибло много московских пожарных, огромное количество людей получили ожоги и травмы. Из жителей Щурова на пожаре погиб Василий Воробьев, проживавший на ул. Октябрьской. Затушить пожар смогли только с самолета. Муж Надежды Михайловны — Лапушкин Сергей Иванович был награжден именными часами за действия на пожаре.
Конечно, жаль, что так мало сведений сохранилось сегодня. Но история Щурова на этом не заканчивается, и, надеемся, что мы будем не только свидетелями событий, но и постараемся участвовать в судьбе нашего района.