Фантастический иллюзионизм Арчимбольдо Джузеппе.
Джузеппе Арчимбольдо происходил из Милана и был тесно связан с тамошней интеллектуальной средой. Очевидно, связь эта не прерывалась и в годы его работы при пражском императорском дворе, так как впоследствии он вернулся на родину и нашел понимающих и внимательных ценителей.
В Милане Арчимбольдо написал и многие из своих причудливых портретов, в том числе – портрет Рудольфа II.
В бытность же свою в Вене художник в первую очередь был известен как оформитель разного рода празднеств, занимавших огромное место в придворной жизни. Он создавал для них яркую, нарядную сценографию. В сохранившихся рисунках и эскизах (обычно голубой акварелью; в той же технике, как известно, исполнен и ряд отличных портретных набросков) варьируется тема растительного и животного мира, используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом. Впечатление причудливой гротесковой игры рождали растительные узоры, стилизованные плоды, орнаментальные мотивы в самых неожиданных сочетаниях.
Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года». Несколько позже (1566) появились «Элементы». Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т.е. могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности. В обоих циклах применен один и тот же изобразительный прием: на глухом черном фоне воздвигаются антропоморфные пирамиды из отдельных, нагроможденных друг на друга предметов. Написанные с абсолютной зрительной адекватностью, красочные, на свой лад одушевленные, они обладают почти сюрреалистической навязчивостью. Изобретательные импровизированные композиции из фруктов, цветов, вещей и животных складываются в причудливые полуфигуры.
Например, «Огонь», он же Марс, т.е. победитель – одна из аллегорий на императора, - украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому). Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов. Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото.
Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости "бога перемен" как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591). «Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения.
Мир европейца того времени расширился и вобрал в себя множество впечатлений, и эту сторону своей эпохи Арчимбольдо выразил очень точно. В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др.) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран. Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне».
Душой творчества Арчимбольдо была идея метаморфозы, в ней он видел один из возможных путей познания Вселенной, идея, жившая в подсознании всех художников- маньеристов, стремившихся в своих усложненных, многозначительных образах совместить многие явления.
Арчимбольдо играет в рудольфинском искусстве своеобразную роль. Это и пролог, и программа, и самое яркое ее воплощение. Придворные «натуралисты» (за исключением Йориса Хофнагеля) развивали одну сторону его творчества, другие мастера, главным образом в мифологической картине, следовали по иному пути. Продолжать впрямую традицию Арчимбольдо было некуда: он создал и он же ее закончил, дальше возможно было лишь клиширование.
Джузеппе Арчимбольдо известен как автор удивительных портретов, составленных из обилия всего растущего и цветущего на земле. Миланский художник эпохи Ренессанса и придворный живописец пражских Габсбургов, которому с помощью визуальных каламбуров удавалось создавать символические фигуры. Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали.
Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо, и его жизнь. Он родился в Милане. Сохранились сведения, что в возрасте 22 лет Арчимбольдо работал помощником своего отца, украшавшего Миланский собор. Отец Арчимбольдо был дружен с семьей живописцев Луини, хранивших рукописи и рисунки Леонардо. Юноша мог видеть там наброски удивительных чудовищ, карикатуры, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти.
В 1562 г. германский император Фердинанд приглашает Арчимбольдо на должность придворного портретиста, а при Рудольфе II художник получает придворное звание "Мастера празднеств" за создание различных механизмов, музыкальных инструментов и картин для устроения придворных празднеств. Все у императора было особое - и его кабинет, заполненный произведениями искусства и редкостями, и люди - ученые, астрономы, и такой художник, как Арчимбольдо с его особого рода живописью.
Цикл "Времена года" включает четыре портрета. На полотнах "Лето" и "Осень" - композиции из фруктов и овощей, на портрете "Весна" - цветочная композиция, "Зима" - ветвистое дерево с кислым лимоном. У каждого времени года свои признаки.
"Времена года" и "Стихии" (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека.
Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): "Дерево - тоже тело. Его кора подобна коже, ветви - волосам. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать".
Giuseppe Arcimboldo. Self-Portrait
Флора
Юрист
Вертумн
Библиотекарь
Садовник
Повар
Времена года. Весна
Времена года. Зима
Времена года. Лето
Времена года. Осень
Стихии. Вода
Стихии. Воздух
Стихии. Земля
Стихии. Огонь